Адаптация ребёнка в новой
среде. Трудности адаптации пятиклассников к школе
Переход ученика из начальной школы
в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом
развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система
обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины
в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся
тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие
переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой
период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся
робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у
ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми,
неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Успешность
адаптации младшего подростка зависит не только от его интеллектуальной
готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и
общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила,
ориентироваться в новых ситуациях.
Признаки
успешной адаптации:
- удовлетворенность
ребенка процессом обучения;
- ребенок легко
справляется с программой;
- степень
самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность
прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и
учителем.
В случае
незавершенности процесса адаптации, неуспешной адаптации говорят
о дезадаптации - неумении приспособиться к новому темпу школьной
жизни.
Признаки дезадаптации
школьника:
- нежелание делиться впечатлениями о
проведенном дне;
- стремление при разговоре отвлечь
родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы;
- усталый, утомленный вид ребенка;
- нежелание выполнять домашние задания;
- негативные характеристики в адрес
школы, учителей,одноклассников;
- жалобы на те или иные
события, связанные со школой;
- беспокойный ночной
сон;
- трудности утреннего
пробуждения, вялость;
- постоянные жалобы на
плохое самочувствие.
Чем можно
помочь?
Первое
условие школьного успеха пятиклассника - безусловное принятие ребенка, несмотря
на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Родители должны обязательно проявлять интерес
к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им
школьному дню. Обязательно знакомьтесь с одноклассниками вашего ребенка и
общайтесь с ними после школы. Недопустимы физические меры воздействия, запугивание,
критика в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей. Учитывайте
темперамент ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные
и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему
интерес, если взрослые и сверстники относятся к ним насмешливо и даже жестоко,
проявляют насилие.
Создавайте
условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника
непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет
ответственность.
Несмотря на
кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со
стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в
новых требованиях школьной жизни. Развивайте самоконтроль, самооценку и
самодостаточность ребенка.
Для
пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в
адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком
причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
Пятикласснику
уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать
потому, что там много друзей.
Важно,
чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения
с друзьями в семье, с родителями.
Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка,
постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным
руководителем или психологом.
Основными
помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь
создать благоприятный климат в семье для ребенка.
Не
забывайте о смене учебной деятельности ребёнка дома, создавайте
условия для двигательной активности между выполнением домашних заданий.
Наблюдайте за правильной позой во время выполнения домашних заданий, заботьтесь
о правильном световом режиме. Предупреждайте близорукость, искривление
позвоночника, тренируйте мелкие мышцы кистей рук. Обязательно вводите в рацион
ребенка витаминные препараты, фрукты и овощи. Организуйте правильное
питание. Заботьтесь о закаливании ребенка, максимальной двигательной
активности.
Воспитывайте
ответственность ребенка за свое здоровье.
Рекомендации родителям пятиклассников:
Воодушевите ребенка на рассказ о своих школьных делах.
Не ограничивайте
свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую
неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с
ребенком о школе.
Запоминайте отдельные
имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в
дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того,
обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе,
школьных предметах, педагогах.
Регулярно беседуйте
с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и взаимоотношениях с
другими детьми.
Без колебаний побеседуйте с
учителем, если вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или
о его проблемах, связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних
проблем. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь с
учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
Во время любой беседы с
учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того, чтобы
улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают серьезные
разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже если
придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно
поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и
уважением к своему учителю.
Не связывайте
оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
Ваш ребенок должен
расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость - как
наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость,
можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою
озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо,
настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий.
Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений:
например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки,
а на полчаса меньше - за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным
проблемам.
Знайте программу и
особенности школы, где учится ваш ребенок.
Вам необходимо знать,
какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что он получает хорошее
образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и встречи,
организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом. Используйте
любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится и как его учат. Следует
также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных правилах,
установленных в школе и классе, различных возможностях обучения,
предоставляемых школой вашему ребенку.
Помогайте ребенку
выполнять домашние задания, но не делайте их сами.
Установите вместе с
ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания, полученные
в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам сформировать
хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим заданиям и
убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения наилучшим
образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными с
домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не
подсказывайте их.
Помогите ребенку почувствовать
интерес к тому, что преподают в школе.
Выясните, что вообще интересует
вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами,
изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в
стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся
фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать
что-нибудь новое.
Ищите любые возможности, чтобы
ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности.
Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для
приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить
определенную поверхность.
Особенные усилия
прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в
доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения.
Такие события, как первые
несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из
начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного
возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или
нарушений в домашней атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней
жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.
Комментарии
Отправить комментарий