«Арт-терапия в работе педагога-психолога»
Педагогическая работа похожа на работу садовода. «Детство как почва, в
которую падают семена. Они крохотные. Их не видно, но они есть. Потом они
начинают прорастать. Биография человеческой души, человеческого сердца – это
прорастание семян, развитие их в крепкие, большие растения. Некоторые
становятся чистыми и яркими цветами, некоторые –хлебными колосьями, некоторые –
злым чертополохом» (Владимир Солоухин). И именно от нашей заботы, любви,
внимания, терпения, безусловного принятия каждого ребенка, во многом зависит
красота его души.
Дошкольное образование в России на современном этапе ориентировано не только на
обеспечение познавательного развития ребёнка,
но и на становление базовых
свойств его личности: самооценки, эмоциональной
сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально
психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Поэтому смысл
моей работы педагога-психолога я вижу в
оказании поддержки в развитие личности ребенка, развитии его индивидуальных способностей, самовыражения и самопознания.
Открыть скрытые необъятные
горизонты способностей, возможностей, ресурсов, творчества, креативности мне помогают
арт-терапевтические техники, используемые в работе с детьми. Арт-терапия
- это метод оказания психологической поддержки посредством
художественного творчества. Арт-терапия - один из самых «мягких» и в то же
время глубоких методов в арсенале моей работы.
Один из методов арт-терапии – это песочная
арт-терапия. История песочной терапии берет начало в 1929 г. , когда английский
детский психотерапевт Маргарет Ловенфельд впервые применила песочницу в игровой
психотерапии с детьми. Она придавала
большое значение тактильному контакту ребенка с песком и водой, дополнявшему проективную
игру с различными предметами и куклами.
Она заметила, что дети добавляют в песок воду и помещают
затем туда миниатюрные игрушки. Так родилась «техника построения мира».
Этот
метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники
в настоящем и перспективное будущее.
На современном этапе данный метод приобрел особую актуальность, и педагогическую
целесообразность, которая
заключается в том, что арт-терапия:
-позволяет в скрытой символической форме
реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти силы для
ее решения;
-мягко и безболезненно помогает решать такие проблемы,
которые невозможно решить через прямые указания, повторения, внушения и тому подобное;
-позволяет каждому человеку реализовать свой потенциал
и прийти в результате к гармонии с собой;
-ориентирована на
эмоциональное благополучие каждого
ребенка, развитие уверенности в себе, создание чувства
защищённости;
-решает широкий спектр межличностных
и внутриличностных проблем, а также вопросов, касающихся как
психологического, так и физического здоровья;
-является эмоционально – развивающей;
-использует художественное творчество как способ
психологической работы и психологической
поддержки детей.
Этот метод является поистине уникальным, продуктивным и
незаменимым способом психологической работы с детьми.
Арт – терапию
часто называют исцеляющим творчеством, потому
что оно приносит удовольствие, обучает выражать свои переживания как можно
более спонтанно и произвольно. Арт-терапия не имеет ограничений и
противопоказаний.
Цель использования арт-терапии:
- формирование психологического здоровья детей;
- психологическая поддержка и сопровождение детей
дошкольного возраста;
- привлечение детей к активной продуктивной
деятельности, способствующей развитию
всех психических процессов.
Основные задачи:
- способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих
характерных особенностей и предпочтений;
- обучать ребенка положительному восприятию себя
и других людей;
- развивать у ребенка социальную и коммуникативную
компетентность;
- учить ребенка выражать свою любовь;
- вырабатывать у ребенка положительные черты
характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
- корректировать нежелательные черты характера и
поведения;
- обучать ребенка рефлексивным умениям;
- формировать у ребенка потребность в саморазвитии.
Методы арт-терапии.
· Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии,
реализуется при помощи музыки.
Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной
использовании дети получают возможность
поиграть на музыкальных инструментах. При пассивном – при помощи прослушивания
специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический
эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь
внутренней гармонии.
·
Цветотерапия – метод
психологической коррекции и поддержки при
помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились
исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние.
Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для
формирования гармоничного состояния каждого в ходе занятий цветотерапией.
· Игротерапия — Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы
поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми важные нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются черствые,
бедные душой дети — а затем и взрослые.
Негативные
способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь — игра! Игра самоценна. Она, вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает «зону
защиты» для ребенка. «Я в домике», — часто произносят дети, испытывающие
страх или усталость. Игра — самый органичный способ
выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.
Игра
для ребенка — естественный способ рассказа о себе, своих чувствах,
мыслях, о своем опыте. «Очевидно, что игрушки для детей — слова, а игра — речь.
Детям бывает
очень непросто поделиться со взрослым, да и друг с другом, своими переживаниями
и чувствами. Но все свои чувства, весь свой опыт они легко, непринужденно и
естественно могут прожить в игре, выбрав определенный игровой материал,
действуя с ним определенным образом,
разыгрывая и тем самым вновь и вновь проживая определенные ситуации.
Все это дает возможность чуткому и мудрому взрослому постичь «ландшафт детской
души». Игра предоставляет уникальную возможность ребенку реорганизовывать,
преображать свой опыт, свой личный мир.
· Сказкотерапия. Волшебный сказочный мир, наполненный
чудесами и тайнами, будоражит воображение детей и взрослых. Это проживание и осмысление какой-либо
жизненно важной ситуации, в
заданной игровой форме. Это процесс
сотворчества, содействия, сопереживания, в котором ребенок и взрослый вместе идут по
дороге откровений, открытий и побед. Войти
в этот мир, принять его всем сердцем, ощутить себя в нем творцом и создателем –
значит внести реальные изменения и в реальную физическую жизнь.(Приложение:«Я –
король своих чувств»)
· Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; развивающая работа с использованием методов
изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и
применяет благотворное воздействие рисования в развивающих и коррекционных целях. Щадящая методика такой
практики позволяет успешно использовать
изотерапию в работе и с маленькими детьми.
-Я использую в своей работе «волшебные краски», которые создаются при
рассказывании сказки и в них вкладывается особый смысл. Состав красок имеет
символическое значение. Мир, который мы творим, не может быть только
черно-белым. В дальнейшем то, что со-творяют дети служит темами для сочинения
историй. (Приложение. Волшебные краски»)
·
- Еще один прием в творчестве – это «Создание вселенной»
из пластилина. Дети учатся создавать
«мир», лепить его, быть творцами, через осознание, что все в этом мире связано
друг с другом. Дарить друг другу «символические» подарки и принимать их с благодарностью.
·
Песочная терапия— подробнее хочется рассказать о работе в
психологической песочнице. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для
детей — кучка песка». Первые контакты
детей друг с другом происходят в песочнице: на песке строится дом, высаживается
дерево, создается семья. Работа в
песочнице ориентирована на эмоциональное
благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости.
Чем полезны
игры с песком? Что происходит, когда наши пальцы касаются песка? Через нервные окончания в мозг поступают сигналы,
стимулирующие его работу. Игры с песком
развивают мелкую моторику, улучшается память, воображение, координация.
Песок – это уникальная
возможность исследовать свой внутренний мир, ощутить чувство свободы,
безопасности и самовыражения. Это возможность выразить то, для чего трудно
подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую,
увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Песок
пропускает воду и по утверждению парапсихологов он поглощает и негативную
энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Кроме того, сам
материал – песок, - обладает уникальным свойством: он замедляет негативные
эмоции, которые «уходят сквозь песок», помогает рассыпать
на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка. Как только дети видят песок, у них сразу же возникает естественное желание – погрузить в него
руки, ощутить прохладу, пропустить его между пальцев, чувствуя при этом тепло
собственных рук. Приятные ощущения
охватывают детей: солнце, река, лето и ожидание Чуда.
Игры с песком - одна
из форм естественной активности ребенка, но традиционно песок используется для
игр в короткий летний период. Чтобы песочная терапия решала важные задачи
развития круглый год, необходимо
изготовить комнатную, или как ее правильно называют, психологическую песочницу
(требования к изготовлению песочницы есть в приложении, фото).
Песочная терапия используется
многими современными образовательными
технологиями:
1.
Технология исследовательской деятельности:
экспериментирование с песком, поиск спрятанных предметов, наблюдение и опытническая работа с песком.
2.
Технология Монессори: работа с раздаточным материалом
(совочками, формочками, ситечками).
3. Игровая технология: игра «Синоптики», «Зоопарк», «Страна дружбы», «Животные
пустыни», «Поиск воды», «Загадочное место» и др.), пальчиковые игры, физминутки,
игры с предметами, игры на внимание и т.д.
4. Технологии проблемного обучения: (игра «данетки»:
животные в зоопарке - это хорошо или
плохо? Мокрый песок – это полезно или вредно?)
5.Технология
развивающего обучения: (как вы думаете почему в пустыне ничего не растет? Как
можно попасть на другой берег реки? Моря?…какие свойства мокрого песка? . . . )В соответствии с «зоной
ближайшего развития» ребенка в задачи
входит развитие и формирование у детей следующих навыков:
· самостоятельного поиска и нахождения необходимой
информации.
· анализа,
сравнение, обобщение,
классификации, рассуждения по аналогии.
· ориентации в окружающем мире.
· развитие
различных видов памяти
(механической, тактильной,
словесно-логической и т.д.).
· развитие
логического мышления.
· формирование
и развитие всех
видов восприятия: восприятие предметов, пространства, времени,
цвета.
· развитие связной речи, обогащение словаря, слуха.
· развитие коммуникативных навыков
6. Здоровьесберегающие
технологии: Юнг утверждал, что процесс “игры в песок” высвобождает
заблокированную энергию и “активизирует возможности самоисцеления, заложенные в
человеческой психике”.
7.
Технология личностно-ориентированного
обучения: в центре внимания педагога-уникальная целостная личность ребенка,
открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный
выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Одной из форм работы с песком является рисование картин. Горсть песка превращается в романтический пейзаж,
диковинного зверя или звездное небо. Рисование песком рекомендовано всем
возрастам как медитативная, расслабляющая техника, а также способ
заземления негативных эмоций.
В методике
рисования песком наиболее эффективный
прием – пассивные движения, когда ребенок под действием педагога «рука в
руке» производит движения руки или кисти. Здесь не нужны четкие линии
изображения предмета, что упрощает изображение и передачи формы
предмета.
Для общей активизации и развития сенсорно-моторной сферы детей я использую следующие
упражнения:
1.
свободные
движения по песку сверху вниз, слева
направо,
2.
правильно брать
песок, открывать и закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок;
3.
«Трудная
дорога». Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том,
что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).
4.
«Опасный
поворот». Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают
спиралевидный знак).
5.
«Молния». Надо
пальцем по песку нарисовать кривую линию, т.е. молнию
6.
«Чудовище на
острове». Надо обойти чудовище и не коснуться его – оно может проснуться
(поставить или закопать в песок игрушку).
7.
«Следы на песке».
Сухой и мокрый песок, оставляем следы, делаем выводы.
8.
«Радуга». Четырьмя пальцами нарисовать по
песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.
9.
«Грустное
дерево». Нарисовать ствол, опустившиеся ветки, которые или засохли, или
потеряли свою листву.
10.
«Легкий
ветерок». Потихоньку дуем через трубочки
для сока. Наблюдаем за песчинками.
Задания
и упражнения на развитие эмоциональной
сферы:
1.
рисунки на свободные темы, на заданную тему «добро и зло», «страх» и др., позволяющие изучать проблемы и переживания
детей;
2.
рисование портретов (друга, себя, родителей и т.д.) – позволяющие изучать
систему отношений детей и положительно влиять на ее изменения;
3.
моделирование бытовых сцен, позволяющих изучать отношения в семье;
4.
работа группой, в парах, направленная на развитие коммуникативных возможностей;
5.
создание композиций «шторм», «взрыв» с последующим обсуждением, помогающие при
разрешении конфликтных ситуаций для профилактики конфликтного поведения;
Песочная терапия играет важную роль в коррекционной работе с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью
(СДВГ) у дошкольников, следствием которого является нарушение социальной
адаптации. Игры с песком помогают снимать у таких детей негативную самооценку,
неврозы, помогают выстраивать отношения
со сверстниками и взрослыми, развивают у
них внимание, память, мелкую моторику. Именно песок помогает найти, то пространство, где ребенок может выразить все те импульсы и
переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу. А ведь
именно не выраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний,
приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе.
Через работу с символическим материалом (песком,
красками, пластелином), т.е. через арт-техники развиваются
ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы
восприятия. Арттерапия ресурсна, так как находится вне повседневных
стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности детям в
своих силах. Чем лучше ребенок, а в последствии взрослый человек, умеет выражать себя, тем полноценнее его
ощущение себя неповторимой личностью.
Встречи с детьми,
совместная работа с воспитателями постепенно приносят свои плоды и дают ожидаемые результаты:
·
развитие
коммуникативных навыков;
·
развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными
операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
·
снижение
эмоциональной тревожности;
·
повышение
самооценки;
·
развитие
самосознания;
·
осознание внутренних ресурсов
·
улучшение
детско-родительских отношений;
·
закрепление
положительных поведенческих реакций
·
позитивные
изменения в психологическом состоянии детей,
и образе Я.
Процесс познания ребенком
окружающего мира и собственных возможностей в нем подобен сказочной дороге,
полной неожиданных находок и приключений.
А проводник на этой дороге
чуткий и понимающий взрослый.
Литература:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.,
Грабенко Т. М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии.- СПб.:
Издательство «Речь», 2005.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.,
Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии.- СПб.: Издательство «Речь»,
2003
3. Штейнхард Ленор. Юнгианская
песочная психотерапия.- СПб.: Питер, 2001
4. Информация из интернета.
Комментарии
Отправить комментарий