ПОДРОСТОК УШЕЛ ИЗ ДОМА. КАК БЫТЬ РОДИТЕЛЮ?
Подростковый возраст относится к критическим периодам жизни
человека. Это возраст противоречий: с одной стороны — стремление быть вместе со
сверстниками, следовать за ними, с другой — стремление выделиться среди них,
завоевать право на автономию. С одной стороны — высокая энергичность, с другой
— быстрая утомляемость. С одной стороны — внешняя бравада, с другой —
тревожность и ранимость. Это возраст бурного роста, когда происходит
демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение.
Одним из способов обрести взрослость и самостоятельность является уход из дома. Изучение явления ухода детей из дома, составляющего острую проблему воспитания несовершеннолетних, постоянно находится в поле зрения детской и подростковой психологии.
Каковы же
причины ухода?
Уход из дома свойственен детям, воспитанным в обстановке
недостатка внимания, любви и является реакцией на неблагополучную обстановку
воспитания. Наиболее часто стремление убежать из дома появляется в возрасте
10-13 лет. В этот период личностного развития, когда семья и ее психологический
климат имеют очень большое значение для подростка, дискомфорт в отношениях с
родителями особенно ощутим. Стыд за недостойных родителей, которых критикуют
педагоги и общественность, может стать источником сильнейших переживаний и
глубоких разочарований.
Побеги из внешне благополучных семей, репутация которых вне
критики, чаще связаны с неправильной родительской позицией относительно
трудностей адаптации, которые ребенок испытывает в школе. Требовательность
родителей вызывает у него сильное разочарование, нарушает искренность отношений
и может даже привести к враждебности несовершеннолетнего.
Очень редко встречаются побеги из дома без причин, когда
дети под влиянием друзей уходят из дома на один-два дня. Как правило, в
дальнейшем такие уходы не повторяются (в отличие от первых двух вариантов, где
затяжной конфликт редко ограничивается даже 4-5 побегами).
Побег из дома во многом зависит от обстановки, которая
складывается в среде неформального общения (на улице). Для того чтобы ребенок
самостоятельно порвал свою связь с семьей, ему, как правило, хотя бы на первых
порах нужны товарищи. Проводя в совместных играх свой досуг, дети осваивают
уголки территории, пригодные для жизни (подвалы, чердаки, землянки, коллекторы
теплотрасс). Между ними укрепляется взаимовыручка. Решительный момент
наступает, когда у кого-либо из них ситуация в семье резко ухудшается. Первый
побег прорывает психологический барьер, удерживающий от ухода из дома, и
ориентации детей резко меняется.
Девочки
убегают из дома значительно реже. Среди убегающих девочек явно преобладают
представительницы семей, где обстановка безнадзорности сочетается с
демонстрацией нравственно неблаговидных примеров. Убежав из дома, девочки
держатся либо небольшими группами, либо стараются попасть под защиту
подростковой группы.
Наиболее нежелателен с воспитательной точки зрения побег из
дома девушек подросткового возраста. Он часто связан с тенденцией, уклоняться
от обучения и общения в коллективе и стремлением попасть в среду, где
приветствуются аморальные связи, которые деформируют ценностные убеждения.
Отрицательные последствия побега из дома не могут не
сказаться на формировании личности, как в период бродяжничества, так и в
дальнейшем, ибо даже кратковременное выпадение девушки из воспитательной среды
не проходит бесследно.
Более серьезным осложнением является накопление навыков
плохого поведения. Проживая без надзора, дети привыкают красть, попрошайничать,
лгать, сталкиваться с различными проявлениями низменных инстинктов человека. Но
все же, чтобы ребенок перенес нормативы улицы в сферу повседневного общения со
взрослыми, нужен значительный «стаж» безнадзорности.
Суть профилактики ранних побегов из дома состоит в
правильной ориентации родителей. Необходимо разъяснить взрослым, что ребенок
нуждается в поддержке, сочувствии, в возможности личностного самовыражения, не
в авторитарном давлении.
Если причина побега из дома — трудности в школьной
адаптации, от родителей требуется умение тактично встать на сторону ребенка, не
подрывая авторитета школы, поддержать в нем уверенность в том, что он в
состоянии преодолеть проблемы сегодняшнего дня, пробудить в нем стремление к
учебе.
Таким образом, необходимо помнить, что сферой конфликта
является не мышление (дети отлично понимают, что убегать из дома нельзя), а
чувства. И ведущее из них — разочарование в возможности окружающих оказывать
ребенку поддержку в трудной для него ситуации. Для восстановления духовной
связи со взрослыми необходима помощь специалистов-психологов, их знания и опыт.
ПОЧЕМУ ДЕТИ УХОДЯТ ИЗ ДОМА?
Вопреки общественному мнению, дети уходят не только из
неблагополучных семей. Семья внешне может быть вполне благопристойной и даже
обеспеченной. И тогда чаще всего поводом уйти из дома становится конфликт, в
основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном,
уходят подростки 10-17 лет.
Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом,
когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на
самом деле крайне раним и беззащитен. И ему как никогда требуется наше
понимание, а его отсутствие вызывает огромную боль, страдания и приводит к
серьезным осложнениям во взаимодействии между нами.
Нам важно
знать, что для формирования самостоятельности, для развития своего «Я»,
достижения впоследствии личностной зрелости, возможности принять на себя
ответственность за свою дальнейшую жизнь, нашим детям необходимо «отделиться от
семьи». И итогом такого отделения должен стать не разрыв подростка с семьей, а
установление новых отношений, основанных не на принуждении, а на партнерстве.
Непонимание
причин изменений, происходящих с детьми, приводит к нашему стремлению сохранить
жесткий контроль и власть над ними или «повернуть назад их развитие». Мы
начинаем отвергать новые качества подростка и желаем вернуть старые, детские:
послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них
единственной возможностью выразить свой протест.
Довольно
часто причиной нашей сильной тревоги при появлении резких изменений в поведении
подростка является угроза разрушения представления о себе, как о хорошем
родителе. А наличие удовлетворенности собой как родителем повышает самооценку
человека, в противном случае снижает. Поэтому мы неадекватно реагируем на
поведение подростка только для того, чтобы поддержать положительную самооценку.
Мы
совершаем ошибки не потому, что не любим своих детей, а потому что не всегда
знаем, как лучше поступить и часто не осознаем собственных побуждений.
Если бы
наша любовь существовала только на животном уровне, тогда бы мы не вредили
своим детям, поступали бы сугубо инстинктивно, так как природа заложила в нас.
Но человеческий уровень отношения к другим – эгоистический. Во всех проблемах
человека лежит эгоизм. И когда в наши отношения с детьми начинают включаться
человеческие свойства, эгоистические, свойства влиять, властвовать, понуждать –
тогда наша любовь становится разрушительной, мы часто насилуем детей своей
властью над ними, не даем им свободно развиваться.
В то время
как древний закон воспитания гласит: «Воспитывай отрока по путям его», т.е. в
соответствии с его природой, с его характером, задатками. Любовь на
человеческом уровне заключается в том, что я чувствую, выходя из себя, не свои
потребности, не свои чувства, а потребности и чувства другого, и я тогда
представляю собой инструмент для наполнения другого. Я себя не принимаю во
внимание, а только то, что хорошо для него.
Когда
ребенок начинает взрослеть, наша любовь к нему должна приобрести другую форму
по сравнению с той, которая ему требовалась в детстве. Если маленькому ребенку
необходим прежде всего хороший уход, обеспечение безопасности в окружающем
мире, контроль, то теперь любовь – в принятии и поддержке его как личности,
самостоятельной и индивидуальной, способной нести ответственность за свою
жизнь.
Это
любовь-забота по отношению к той уникальной энергии, которая одушевляет
человека. Это любовь к воплощенной в другом способности принимать решения.
Три шага,
которые можно предпринять в этом направлении, таковы:
1.
Замечать любые проявления своей привычки принимать решения за ребенка и начать
освобождаться от нее.
Отказаться
от желания подтолкнуть, направить его к тому, что мы хотим в данном конкретном
случае. Вместо этого спросить себя: «Что я могу сделать в этой ситуации, чтобы
помочь моему ребенку быть более ответственным и способным принимать свои
собственные решения?»
2.
Научиться получать удовольствие от принятия решений ребенком.
Мы можем
это делать, если осознаем, что перед нами живая, пульсирующая частица самой
природы, и у нас есть драгоценная, но мимолетная возможность наблюдать, как она
развивается. Даже, когда мы видим, что ребенок идет в сторону неприятных,
болезненных последствий, наилучшее, что можно сделать в подобной ситуации –
просто высказать свои опасения, а затем дать возможность этим последствиям
произойти. «Нет более мудрого, чем опытный.»
3.
Изменить некоторые из наших мыслей и убеждений относительно ребенка.
Этот шаг чрезвычайно важен. Поскольку между нашими
убеждениями и нашими действиями существует теснейшая взаимосвязь. Не осознавая
этого, мы постоянно ведем себя так, чтобы подтвердить своими действиями
истинность своих же внутренних убеждений. Если мы убеждены, что наш ребенок
изначально наделен положительными качествами, способен принимать верные решения
и самостоятельно руководить собственной жизнью, то мы без особых усилий будем
поддерживать его в этом.
То,
в чем ребенок действительно нуждается в подростковом возрасте – это помощь,
содействие и поощрение установки на принятие собственных решений.
Предоставление ребенку любви этого рода – самое главное, что мы можем сделать
для него.
Тогда наша
любовь будет созидательной, и детям не потребуется уходить из дома.
Комментарии
Отправить комментарий