Тренинг позитивного мироощущения
Задачи:
·
Формирование
жизнеутверждающих установок;
·
Формирование
умения справляться с трудностями;
·
Формирование
умения самостоятельно находить и использовать резервы положительных эмоций;
·
Научиться
некоторым приёмам саморегуляции эмоциональных состояний
Учащиеся
входят в кабинет, играет песня В. Шаинского «Улыбка». На доске или стене висят
позитивные высказывания.
«Чудеса
- там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются.» Дени Дидро
«Веди
себя так, будто ты уже счастлив, и ты действительно станешь счастливее.» Дейл
Карнеги
В
кабинете парты стоят в форме подковы открытой частью к доске. Как только ребята
вошли в кабинет, учитель просит их встать в круг и выполнить упражнение «Путаница» (цель: повысить тонус группы и
сплотить участников).
Ведущий:
Дорогие ребята, прошу вас встать в круг.
Ход
упражнения: Участники встают в круг и протягивают правую руку к центру. По
сигналу ведущего каждый игрок находит себе «партнера по рукопожатию» (число
игроков должно быть чётным, если нет, то ведущий встает тоже). Затем все
вытягивают левую руку и также находят себе «партнера по рукопожатию» (очень
важно, чтобы это не был тот же самый человек). И теперь задача участников
состоит в том, чтобы распутаться, т.е. снова выстроиться по кругу, не
разъединяя рук. Задачу можно усложнить, запретив всякое словесное общение.
После
этого упражнения ведущий предлагает всем сесть за парты.
Упражнение
«Знакомство»
Ведущий: Теперь давайте
познакомимся. На партах лежат
листочки, на которых каждый участник напишет свое тренинговое имя, заключающее
в себе какую-то положительную характеристику, например, «Счастливчик»,
«Везунчик» и т.п. и поставит его перед
собой, чтобы теперь к нему так обращались.
Упражнение
«Комплимент»
Ведущий: Ребята, как
часто мы говорим друг другу комплименты? Сейчас у нас появилась возможность это
сделать. Каждый поочередно будет говорить своему соседу по парте комплименты,
используя его тренинговое имя.
Ведущий: Как вы себя
чувствовали, когда вам говорили комплименты и когда их говорили вы?
Упражнение
«Неоконченное предложение»
Ведущий: Ребята, сейчас
мы с вами попробуем позитивно закончить неоконченное предложение.
1
этап. Ведущий говорит фразу «Хочу поделиться своей радостью…», а каждый
участник поочередно должен продолжить её.
2
этап. Листочки с 4-5 неоконченными предложениями раздаются каждому участнику,
для того, чтобы они завершили эти фразы письменно (эти листочки остаются у
участников тренинга).
Упражнение
«Цепочка»
Ведущий: сейчас попрошу
вас всех встать и построиться в цепочку.
Упражнение,
направленное на тренировку невербальной передачи эмоционально-положительной
информации
Все
строятся в колонну, в затылок друг другу. Ведущий показывает последнему
написанное на листочке ласковое слово («зайка»), или фразу («Ты мне
нравишься»). Тот поворачивает к себе стоящего перед ним и жестами и мимикой
пытается передать смысл написанного. По цепочке невербальная информация
передается до конца. Последний в цепочке должен произнести то, что до него
донесли предыдущие игроки.
Упражнение «Неприятность
эту мы переживём...»
Ведущий: когда с нами
случается какая-то неприятная ситуация (например, разбилась ваза, пропали
ключи, вы споткнулись), обычно в такой ситуации мы бессознательно употребляем
не совсем нормативные высказывания, в лучшем случае чертыхаемся. В присутствии
посторонних эти наши словечки могут нас очень подвести. Поэтому сейчас мы
потренируемся реагировать на внезапные неприятности по-другому, используя
позитивные словесные формулы.
Итак,
у Вас разбился телефон.
Участники
предлагают свои позитивные словесные формулировки (например, «Подумаешь, ерунда
какая, главное со мной всё хорошо…», «Отлично, теперь буду больше общаться с
друзьями и родителями вживую» и т.п.)
Ведущий: Ребята, вы
молодцы, вы смогли найти хорошее в плохом. А сейчас я предлагаю вашему вниманию
притчу (включает презентацию «Притча про лягушек»).
Вывод:
на каждом жизненном этапе будут определенные трудности, и побеждает в жизни
лишь тот, кто сумеет их преодолеть.
Упражнение
«Необитаемый остров»
Ведущий: А теперь разберём
такую фантастическую ситуацию: Вы попали на необитаемый остров. Кто будет больше всего ждать вашего возвращения домой? О ком сильнее всего будете беспокоиться вы? Какое дело, кроме вас, не
сможет завершить никто? Представьте, что в вашем распоряжении оказались
обученные почтовые голуби. Кому из участников тренинга
вы написали бы письмо с призывом о помощи? Почему?
Ведущий:
Я прочитаю вам рассказ Сергея
Силина «Везунчик», а вы внимательно слушайте и
делайте выводы
Антошка
бежал по улице, засунув руки в карманы куртки, споткнулся и, падая, успел
подумать: «Нос разобью!» Но вытащить руки из карманов не успел.
И вдруг прямо перед ним неизвестно оттуда возник маленький крепкий мужичок
величиной с кота.
Мужичок вытянул руки и принял на них Антошку, смягчая удар.
Антошка перекатился на бок, привстал на одно колено и удивлённо посмотрел на
мужичка:
– Вы кто?
– Везунчик.
– Кто-кто?
– Везунчик. Я буду заботиться о том, чтобы тебе везло.
– Везунчик у каждого человека есть? – поинтересовался Антошка.
– Нет, нас не так много, – ответил мужичок. – Мы просто переходим от одного к
другому. С сегодняшнего дня я буду с тобой.
– Мне начинает везти! – обрадовался Антошка.
– Точно! – кивнул Везунчик.
– А когда вы уйдёте от меня к другому?
– Когда потребуется. Одному купцу я, помнится, несколько лет служил. А одному
пешеходу помогал всего две секунды.
– Ага! – задумался Антошка. – Значит, мне надо
что-нибудь пожелать?
– Нет, нет! – протестующе поднял руки мужичок. – Я не исполнитель желаний! Я
лишь немного помогаю сообразительным и трудолюбивым. Просто нахожусь рядом и
делаю так, чтобы человеку везло. Куда это моя кепка-невидимка запропастилась?
Он пошарил руками вокруг себя, нащупал кепку-невидимку, надел её и исчез.
– Вы здесь? – на всякий случай спросил Антошка.
– Здесь, здесь – отозвался Везунчик. – Не обращай на
меня внимания. Антошка засунул руки в карманы и побежал домой. И надо же,
повезло: успел к началу мультфильма минута в минуту!
Через час вернулась с работы мама.
– А я премию получила! – сказала она с улыбкой. –
Пройдусь-ка по магазинам!
И она ушла в кухню за пакетами.
– У мамы тоже Везунчик появился? – шёпотом спросил своего помощника Антошка.
– Нет. Ей везёт, потому что мы рядом.
– Мам, я с тобой! – крикнул Антошка.
Через два часа они вернулись домой с целой горой покупок.
– Просто полоса везения! – удивлялась мама, блестя глазами. – Всю жизнь о такой
кофточке мечтала!
– А я о таком пирожном! – весело отозвался Антошка из ванной.
На следующий день в школе он получил три пятёрки, две четвёрки, нашёл два рубля
и помирился с Васей Потеряшкиным.
А когда, насвистывая, вернулся домой, то обнаружил, что потерял ключи от
квартиры.
– Везунчик, ты где? – позвал он.
Из-под лестницы выглянула крохотная неряшливая женщина. Волосы у неё были
растрёпаны, нос грязный рукав порван, башмаки просили каши.
– А свистеть не надо было! – улыбнулась она и добавила: – Невезуха я! Что, расстроился,
да?..
Да ты не переживай, не переживай! Придёт время, меня от тебя отзовут!
– Ясно, – приуныл Антошка. – Начинается полоса невезения…
– Это точно! – радостно кивнула Невезуха и, шагнув в стену, исчезла.
Вечером Антошка получил нагоняй от папы за потерянный ключ, нечаянно разбил
мамину любимую чашку, забыл, что задали по русскому языку, и не смог дочитать
книгу сказок, потому что оставил её в школе.
А перед самым окном раздался телефонный звонок:
– Антошка, это ты? Это я, Везунчик!
– Привет, предатель! – буркнул Антошка. – И кому же ты сейчас помогаешь?
Но Везунчик на «предателя» ни капельки не обиделся.
– Одной старушке. Представляешь, ей всю жизнь не везло! Вот мой начальник меня
к ней и направил.
Завра я помогу ей выиграть миллион рублей в лотерею, и вернусь к тебе!
– Правда? – обрадовался Антошка.
– Правда, правда, – ответил Везунчик и повесил трубку.
Ночью Антошке приснился сон. Будто они с Везунчиком тащат из магазина четыре
авоськи любимых Антошкиных мандаринов, а из окна дома напротив им улыбается
одинокая старушка, которой повезло первый раз в жизни.
Рефлексия.
Постоянно расширяйте пространственные границы того мира, в котором вы живете и
ощущаете себя. Живите не в квартире или на рабочем месте, а в Солнечной
системе. В ее масштабах все наши проблемы вызывают не стресс, а любопытство.
Вывод:
Жизнь - это высшая ценность, пока мы живы, всё можно исправить и преодолеть
Ведущий:
Дорогие ребята, хочется закончить наш тренинг замечательной песней. Всем
участникам тренинга раздаются палочки со смайликами и листочки с текстом песни
Айова «Улыбайся», включается клип, и все поют эту песню.
Источники:
1.
https://i-magik.ru/psikhologiya/samye-pozitivnye-tsitaty-i-vyskazyvaniya.html
2.
https://infourok.ru/pozitivnoe_mirooschuschenie_trening_dlya_podrostkov-142689.htm
3.
https://resheto.net/raznosti/143-pozitivnye-tsitaty-na-kazhdyj-den
4.
https://trepsy.net/training/stat.php?stat
5.
https://www.proza.ru/2010/03/07/634
6.
https://www.youtube.com/playlist?list...
7.
https://www.youtube.com/watch?v=HlrzDROlYZo
8.
Официальный
сайт IOWA - http://www.iowamusic.ru/
9.
Психологическая
помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии,
консультирование, занятия, тренинги/автор-сост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова. –
Волгоград: Учитель, 2009. – 207 с.
Комментарии
Отправить комментарий