Позитивная терапия направлена на то,
чтобы человек, опираясь на свои внутренние ресурсы, смог решить возникшие
проблемы, а в дальнейшем поставил перед собой новые цели и шел к ним.
В наше время это особенно актуально. Так
как коронавирус внес целую цепь актуальных проблем для ряда людей, но не для
всех.
Это ряд ограничений, потеря работы,
сокращение зарплаты, для заболевших – потеря здоровья и т.д.
Одни проблемы тянут за собой другие проблемы.
В том числе и семейные.
Важная составляющая «Позитивной
психотерапии» – это Надежда, Вера в себя, сбалансирование внутреннего
состояния.
Под воздействием внешних событий,
например, смена места работы, смерть близких и других травмирующих факторов,
формируется Актуальный конфликт.
По Пезешкиану существует еще и Базовый конфликт, который формируется
еще в раннем возрасте при взаимодействии со своей родительской семьей.
Актуальный и базовый конфликты находятся в тесном взаимодействии.
Н. Пезешкиан утверждал, что возникновение
конфликтов у клиента связано с постоянно повторяющимися нормами поведения,
которые он назвал в свою очередь актуальными способностями. Всего
же по Пезешкиану существует 24 актуальные способности. По ним он создал свой
тест. Тест интересен в сравнении как с ответами самого клиента, так и с
ответами этого же клиента относительного другого человека, с кем он находится в
конфликтных отношениях.
К актуальным способностям относятся:
любовь, сексуальность, уверенность, сомнение, терпение, надежда, аккуратность,
чистоплотность, контакты и т.д.
Для преодоления межличностных конфликтов
он предложил пятиступенчатую терапию, которая делится на этапы
(ступени):
1. Наблюдение/
дистанцирование;
2. Инвентаризация;
3. Ситуативная поддержка;
4. Вербализация;
5. Расширение системы
целей.
На первой ступени рассматриваются
все стрессовые ситуации, которые проблематичны для человека на данный момент
времени. В случае необходимости для более полного понимания ситуации
рассматриваются все значимые события в жизни человека. Длительный стресс
может привести к депрессивному состоянию. Поэтому идет анализ и проработка этих
событий.
На второй ступени речь идет о
способе преодоления стресса и конфликтов, которые человек не мог решить за
последнее время. Чаще всего это проблемные отношения, к которым
можно отнести партнерские отношения, взаимоотношения между
начальником и подчиненным, отношения между коллегами по работе,
детско-родительские отношения и т.д. На этом этапе с человеком обсуждаются 4
формы переработки конфликтов. Прежде всего, выясняют формы реагирования клиента
на конфликтную ситуацию: прослеживается взаимосвязь между психологическими
проблемами и физиологическим проявлением, анализируют причины, которые привели
к болезни. На этом этапе исследуют удовлетворенность и степень реализации своих
потребностей в сфере профессиональной деятельности, каким образом
осуществляются межличностные отношения, какие планы строит клиент на будущее.
Для лучшего понимания поведения человека в
настоящем, обращаются к его прошлому опыту. Выясняют, какие отношения у клиента
были с родителями и другими членами семьи. Какие отношения были между
родителями, каким образом они выстраивали свои отношения с другими людьми,
каковы жизненные ценности и убеждения родителей. Как они соотносятся с
жизненными ценностями и убеждениями самого клиента. Основной целью терапии
становится выявление причины возникновения конфликтов и способы решения
проблемы.
На третьей ступени выясняется, каким
образом клиент и его семья справлялась раньше с возникающими проблемами. Что
способствовало разрешению конфликта. Какие внутренние или внешние ресурсы были
использованы для преодоления трудностей.
Как один из примеров, как родительская
семья преодолевала кризисы в стране и в своей жизни в частности. Как
приходилось менять образ жизни, профессию и т.д.
На четвертой ступени конкретизируются те
конфликты, которые не проработаны или неосознаны клиентом. Психотерапевт вместе
с клиентом выявляет основной конфликт и анализирует его и совместно с
человеком вырабатывает новую стратегию поведения в создавшейся обстановке. Идет
формирование нового поведения для прохождения кризисов и преодоления
конфликтов.
На пятой ступени определяются новые цели, жизненные планы на ближайшее
будущее. Здесь тоже вырабатываются новые способы поведения для улучшения своей
жизни. Терапевт помогает клиенту сформулировать конкретные шаги для достижения
своей цели. Это могут быть планы не только на ближайшее время, но планы
долгосрочные на несколько лет. От одних целей идем к другим целям, а
может к цели всей жизни. Однако это не значит, что эти планы нельзя будет в
дальнейшем корректировать в зависимости от ситуации. Важно показать как
формировать цели и их достигать. Как выстраивать приоритеты в Целях. Может,
чтобы достигнуть главную цель, нужно добиться более мелких целей, которые
являются промежуточными при достижении основной цели.
Надо понимать, что все пять ступеней
находятся в постоянном взаимодействии и здесь нет четкой границы между
ступенями. Иногда есть смысл подумать о целях уже на первой встрече в кабинете
психолога или психотерапевта. Поддержка клиента нужна на всех этапах терапии.
Кроме того терапия уже начинается, как только человек решил что-то изменить в
своей жизни, осталось только проанализировать прошлый опыт и найти новые
решения, при необходимости сформировать новое поведение для лучшего
взаимодействия с окружающими и научиться чувствовать свое тело, научиться лучше
распределять свое время, которое тратится на контакты, работу, на себя (отдых,
физическая нагрузка, творческое развитие и т.д.)
Ниже
приведено краткое описание целого ряда техник краткосрочной
позитивной психотерапии. Они используются на разных этапах проведения
психотерапии, причем каждая из них решает вполне конкретные задачи, связанные с
постановкой цели, работой с ресурсами, объяснениями клиентов и их окружением.
«Волшебная палочка». Многие люди четко знают,
что им не нравится, но затрудняются сказать, что они хотят иметь вместо
неудовлетворительного положения. Чтобы преодолеть ограничения, налагаемые
действительностью, и установить цель терапии, клиенту можно предложить
пофантазировать. Терапевт спрашивает: «Если бы у меня в руке была волшебная
палочка, и я взмахнvл бы ею… Как сейчас выглядит Ваша жизнь? Какие изменения
произошли? Заметно ли это другим людям?»
«Воспоминания из будущего». Эта техника
стимулирует у клиента создание положительных, весьма притягательных
представлений о будущем. Вначале интересуются представлениями клиента о сроках,
когда цель будет достигнута, предлагают «окунуться» в это чудесное время. Затем
говорят: «Итак, предположим, мы встретились через год и этой проблемы больше не
существует. Опишите, как теперь выглядит Ваша жизнь?» Другой вариант: «Давайте
пофантазируем. Мы в будущем, проблемы давно не существует. Мы случайно
встретились, и я интересуюсь тем, как Вы поживаете. Что Вы мне рассказываете о
своей жизни? Затем я спрашиваю, благодаря чему стала возможна эта перемена? Что
Вы отвечаете?».
«Работа с объяснениями». Клиенты склонны
объяснять свои проблемы тем или иным образом. Интерес к их объяснениям создает
атмосферу равенства и взаимного уважения; уменьшает вероятность споров и
вступления психотерапевта в коалицию с одним из членов семьи против другого;
предупреждает фиксацию на «вредных» объяс-нениях, а также стимулирует выявление
полезных и формирование новых объяснений, способствующих решению проблемы.
Ориентированные на действие объяснения дают возможность пациенту посмотреть на
свою проблему, как на случайность или плохую привычку. «Хорошие» объяснения
могут основываться на предположении, что пробле-ма помогает человеку в
достижении чего-то или научении чему-то. Чтобы стимулиро-вать воображение
клиента задают вопросы: «Какое самое необычное объяснение про-блеме Вы можете
придумать? Как бы могли объяснить эту проблему люди в другой культуре?».
Психотерапевт в разговоре избегает согласия или несогласия с объяснени-ями
клиентов. Это достигается с помощью мета-вопросов: «Итак, Вы думаете, что
при-чина проблемы в том, что Ваш муж пьёт. Если бы это было действительно так,
помогло бы это в решении проблемы или только всё ухудшило?».
«Ревизия прошлого». Техника позволяет провести
идею о том, что даже про-блемное прошлое клиента способствовало увеличению его
внутренних ресурсов: «Как Вы думаете, пережитые трудности закаляют человека или
делают его слабее?»
«Маленькие ступеньки большой лестницы». Чтобы
сделать перспективу до-стижения цели более реальной для клиента, можно
использовать метафоры. Например: «Если, спускаясь по лестнице, мы захотим сразу
перепрыгнуть через целый лестничный пролет, то, вероятно, просто разобьемся. Но
если переходить со ступеньки на ступеньку, мы сможем спуститься по лестнице без
проблем.
«Линия проблемы». Данная техника преследует
сразу несколько задач. Нарисо-вав линию на листе бумаги и разделив ее на десять
частей, психотерапевт может пред-ложить: «Предположим, что в точке начала этой
линии находится самое плохое поло-жение вещей, а в конце – самое лучшее. Где вы
находитесь сейчас? Если клиент гово-рит: «Всего-навсего на троечке», –терапевт
может способствовать активизации ощуще-ния достижимости цели,например: «Я бы
сказал, что Вы прошли уже треть пути. Это немало!» Что надо сделать, чтобы
продвинуться на шаг вперед? Тем самым, идет работа над конкретизацией путей
решения проблемы.
«Ступени достижений». Для реализации решения
необходимо не только пред-видение результата и планирование, но и возможность
на каждом этапе реализации проверить, действительно ли изменения идут в
заданном направлении. Кроме того, важно ощущение достигаемого прогресса. Эта
техника способствует определению та-ких ориентиров: «Предположим, что Вы стоите
на первой ступени десятиэтажного до-ма. На каком этаже находится Ваша цель?
Расскажите, чем Ваше положение отличается от предыдущего на каждом из этажей.
Теперь опишите, чем отличается каждая из пяти (десяти) ступенек первого пролета.
А второго? Что Вы должны сделать для того, чтобы подняться на каждую из этих
ступенек?». Надо учитывать, что слишком дробное пла-нирование так же вредно,
как и слишком общее и схематичное.
«Проверка будущим». Техника позволяет
сформировать у клиента ясное пред-ставление своего будущего, что иногда дает
для решения проблемы больше, чем все логические построения. «Предположим, Вы
достигли того, что хотели. Какой будет Ваша жизнь через полгода после
достижения цели, год после достижения цели, два года (три, пять лет)?». «Теперь
представьте, что Вы не стали ничего менять (или приняли другое решение, если
необходимо выбрать из нескольких вариантов). Какой будет Ваша жизнь: через
полгода после достижения цели, год после достижения цели, два года (три, пять
лет)?»
«Чувство динамики». Даже если клиент ничего не
предпринимал до обращения к психотерапевту, то он, как минимум, уже: 1) понял,
что у него есть проблема; 2) пришел к выводу, что необходимо что-то менять; 3)
предпринял реальный и весьма конкретный шаг, направленный на разрешение
проблемы, – обратился за психологической помощью. Обо всем этом необходимо
сказать клиенту.
«Незамеченный ресурс». Данная техника повышает
ощущение собственных возможностейи способствует инвентаризации собственных
ресурсов. «На Вашем месте многие люди оказались бы в гораздо худшем положении.
Как Вы сумели удержаться на таком уровне? Что помогло Вам?».
«Сплетня о проблеме». Осветить проблему с разных
точек зрения, всесторонне-ее изучить дает возможность следующая интервенция:
«Если бы о Вашей проблеме сейчас рассказывали Ваши жена (муж), мать (отец),
брат (сестра), друг (подруга), что бы они о ней рассказали?»
«Театр в табакерке». Эта техника позволяет
увидеть проблему «сверху», в це-лом, и тем самым снизить преувеличенное клиентом
значение происходящего и ощу-щение бессилия.«Если бы Вы сейчас наблюдали сверху
спектакль, в котором были по-казаны Вы, Ваша проблема, люди, которые Вас
окружают, как бы это выглядело? Опи-шите, что Вы видите?».
«Проблема как друг». Позволяет выключить слепое
сопротивление проблеме, блокирующее ее разрешение, и занять позицию
«сотрудничества» с проблемой. Напол-нить смыслом переживаемые страдания или
дискомфорт, ощутить ценность происхо-дящего клиент может, ответив на следующие
вопросы: «Многие думают, что проблемы и страдания не напрасны. А что думаете
Вы? Для чего проблема появилась в Вашей жизни? Чему она хочет Вас научить?»
«Совет другу». Делегировав свою проблему другому
человеку, и имея возмож-ность рассматривать её уже со стороны, клиент может с
большей легкостью найти под-ходящее решение. «Если бы такая проблема была у
Вашего друга, что Вы бы ему посо-ветовали? Какие рекомендации могли бы дать?
Как ему лучше разрешить проблему?»
«Вторая сторона медали». Данной техникой
задается объективное, «объ-емное» восприятие ситуации, активизируются ресурсы:
«Медаль не может быть только с одной стороной. Там, где есть плохое,
обязательно должно быть хорошее. Что бы это могло быть? Что есть хорошего в
Вашем нынешнем положении?»
«Фокусирование на прогрессе». Тема прогресса
используется как трамплин для продвижения к новым решениям: «Вы сказали, что
сейчас Ваша ситуация несколько лучше. Как Вы объясняете эту перемену? Поскольку
явно наметился прогресс, как Вы думаете, чем он обусловлен?»
«Использование случайностей». Позволяет
подчеркнуть скрытые от сознания умения и ресурсы клиента: «Вы говорите, что
несколько раз случайно получалось так, что целый день проблема будто
отсутствовала. Опишите хотя бы один из этих дней шаг за шагом. Давайте
проанализируем, какова Ваша роль в этих «случайностях».
«Признание вклада других лиц». Вызывает у
клиента размышления о вкладе, которые внесли другие люди в решение его
проблемы. Техника автоматически отменя-ет все осуждения в их адрес и поощряет
чувство уважения и благодарности, усиливая тем самым сотрудничество. Она
помогает клиентам развивать более теплые, поддержи-вающие отношения с их
семьями, друзьями, знакомыми, сослуживцами. «Предполо-жим, Вы захотели бы
поблагодарить всех тех людей, которые до сих пор Вам помогали. Что бы Вы сказали
каждому из них? Когда Вы достигнете своей цели, кого еще кроме себя Вы сможете
поблагодарить за Ваше достижение?».
Ниже рассмотрена техника, ориентированная на
решение, в которой в концентриро-ванном виде отражены идеи краткосрочной
позитивной психотерапии. Она позволяет подтолкнуть клиента к конкретным,
последовательным действиям по решению пробле-мы.
Шаги техники, ориентированной на решение:
1. Постановка проблемы в ясных и четких
категориях.
2. Задаем вопрос: «Как Вам удалось существовать
с этой проблемой до сих пор?» (в одних случаях вопрос уместен, в других – нет).
3. При хронических проблемах (хронические боли,
частые приступы пани-ки) – поиск исключений: «Бывают дни (часы), когда
становится немного легче?».
4. Ключевой вопрос: «Если бы ночью случилось
чудо – Вы проснулись, а проблемы больше нет, как бы Вы узнали, что это
произошло?» (требуется время, чтобы получить развернутый ответ, ибо многие
забывают, как жить по-другому, без пробле-мы. Человека необходимо вернуть к
опыту комфорта – это ориентир на будущее при конструировании решения).
5. Оценка баллов по шкале, где 0 – проблема в
максимальной выраженно-сти, а 10 – максимум того, что можно считать её
решением. Обязателен вопрос: «А где бы Вас поставили другие (мать, отец, муж,
друзья)?».
6. Что бы помогло Вам сдвинуться по этой шкале
на 1 балл? (иногда 0,5 балла). Всё, что люди находят, – материал для
последующей работы.
7. Комплименты. Человек, подавленный проблемой,
страдает от сниженной самооценки. Поэтому надо его похвалить, поддержать. Если
трудно ухватить суть про-исходящего, то хвалят максимально неопределенно: «Я не
могу этого объяснить, но мне кажется, что мы сделали что-то очень важное
сейчас».
8. Домашнее задание. Оно делает работу более
значимой. Если трудно пред-ложить конкретное задание – можно дать
неопределенное.
В дальнейшем необходимо время от времени
возвращаться к этой шкале и спра-шивать: «А где Вы сейчас находитесь?» Это
позволяет психотерапевту лучше ориенти-роваться в достигнутых результатах, а
клиенту осознать положительную динамику.
Краткосрочная позитивная психотерапия
используется практически при всех по-веденческих расстройствах и в любых
терапевтических форматах (при работе с отдель-ными субъектами, супружеской
парой или семьей). Подчеркивается, что узость фоку-сировки (нацеленность на
решение) особенно ценна при оказании помощи людям с проблемами адаптации (Д.
Араоз, 1996).
Техники краткосрочного
позитивного направления в консультировании и психотерапии
Если ты дашь человеку рыбу, то он
насытится только один раз.
Если же ты научишь его ловить рыбу, то он будет сыт всегда.
Восточная мудрость
Техника 1. Придумывание имен и ярлыков |
Главная функция нового наименования -
помочь людям, причастным к проблеме, избавиться от различных отрицательных
ассоциаций, связанных с традиционным названием. Однако удачно выбранное новое
имя может одновременно послужить целям облегчения разговора о проблеме и
сыграть роль трамплина для новых творческих решений.
Образцы вопросов:
• Есть ли у вас какое-то прозвище (или уменьшительное имя) для этой проблемы?
• Может быть, начнем с того, что дадим этой проблеме симпатичное название? Что
бы это могло быть?
• Как бы старое поколение, до того как появились психиатрия и психология,
назвало проблему такого рода?
Следует подчеркнуть, что новое название проблемы не должно подрывать ее
серьезности. Например, не следует называть злоупотребление лекарственными
препаратами или наркотиками «исследованием» или жестокое обращение с домашними
- «проявлением темперамента». Новое название не должно стать оправданием
непринятия никаких мер по поводу проблемы, оно должно быть взаимно приемлемым
термином, который дает возможность людям стать активными в решении этой
проблемы.
Техника 2. Работа с «визитером» |
Образцы вопросов:
• Чья идея была, чтобы вы пришли сюда?
• Что заставляет N думать, что вам надо сюда прийти?
• Что должно произойти, чтобы N оставил вас в покое?
• Что, по мнению N, вам необходимо делать по-другому?
• Как вы полагаете, чем, по мнению N, ваш приход сюда будет вам полезен?
Техника 3. Установление связи с другими проблемами |
При подходе к проблемам с
ориентированной на решение позиции лучше воздерживаться от предположения
причинных соотношений между существующими"проблемами.
Образцы вопросов:
• У вас, по всей видимости, одновременно несколько проблем. Согласны ли вы,
если мы сначала сфокусируемся на этой и рассмотрим другие позже, если в этом
будет необходимость?
• Вы упомянули несколько проблем. Какую из них вы хотели бы разрешить в первую
очередь?
• Возможно, разрешение какой-то одной из ваших проблем окажет положительный
эффект на остальные. Какая, по-вашему, наиболее перспективна в этом отношении?
• Известен ли вам древний вопрос о курице и яйце? Считаете ли вы, что он
применим к вашим проблемам?
• Вы назвали несколько проблем. Какая из них больше всех научила вас чему-то?
Можете ли вы применить то, чему научились благодаря этой проблеме, для решения
некоторых остальных?!
Техника 4. Проблема как друг |
Образцы вопросов:
• Существует поговорка: «У каждой тучи есть светлая
сторона». Применимо ли это в какой -то мере к вашей проблеме?
• Многие думают, что проблемы и страдания не напрасны. А что думаете вы?
• Если эта проблема научила вас чему-то важному о жизни, о себе или о других
людях - что это было в вашем случае?
• Знаете, иногда невозможно сразу понять, чему человека научили проблемы, это
происходит значительно позже.
• Представим себе, что мы встретились через несколько лет, и я задаю вам этот
вопрос. Как вы думаете, что бы вы ответили?
• Представим себе, что в один прекрасный день, когда у вас будут дети или
внуки, вы захотите научить их чему-то важному о жизни, чему научили в свое
время вас эти самые проблемы. О чем бы вы им сказали?
Техника 5. Знаки улучшения |
Образцы вопросов:
• Давайте вообразим, что произошло чудо и вдруг в один прекрасный день проблема
окончилась. По каким признакам вы заметили бы, что ее больше нет?
• Как могут заметить другие люди, что произошла перемена?
Техника 6. Шкальные оценки |
В технике шкальных оценок вычерчивают
графическую 10балльную шкалу, где 10 баллами обозначен идеальный результат, а
начало шкалы - наихудшее положение дел. Пациента просят отметить на этой шкале
его сегодняшнюю ситуацию, а затем описать, какой должна быть его жизнь, чтобы
он смог оценивать си - туацию на один балл больше. Следует не ограничиваться
метками на бумаге или доске, а проговорить вслух их содержание.
Техники знаков улучшения и шкальных оценок индуцируют идею продвижения «со
ступеньки на ступеньку».
В краткосрочной позитивной психотерапии считается, что единственный
перспективный вопрос, о котором следует говорить с пациентами, - это как им
представляется будущее без их проблемы. Создание положительных фантазий о
будущем имеет много преимуществ. Разговор о том, какие у человека надежды на
будущее, порождает оптимизм. Это также помогает людям ставить перед собой
конкретные цели, что представляется нам предпосылкой к изменению. Положительные
представления а будущем также обладают силой изменять взгляд на настоящее и
прошлое. Когда людям помогают предвидеть хорошее для себя, они автоматически
начинают смотреть на свои трудности в настоящем как на переходную фазу, а не
как на вечную изнурительную ситуацию. Мечта о позитивном будущем также
проливает новый свет на прошлые и настоящие проблемы. Открывается возможность
посмотреть на них в более благоприятном свете, не только как на бессмысленное
страдание, но, скорее, как на трудности, которые, в конечном счете, содействуют
способности человека достигнуть своей цели. Фантазии о будущем также помогают
людям думать о возможных способах решения проблем, увидеть изменения, которые
уже происходят, и понять, как разные люди могли бы способствовать осуществлению
желаемого результата.
В технике «Воспоминание из будущего» интересуются представлением пациента о
сроках, когда проблема уже не будет существовать (цель будет достигнута);
затем, предоставив возможность эмоционально «окунуться» в это замечательное
время, любопытствуют насчет того, как удалось к этому прийти. Психотерапевт
разговаривает, используя глаголы совершенного вида и прошедшего времени так,
словно это замечательное измене - ние - свершившийся факт.
Техника 7. Создание положительных представлений о будущем |
Образцы вопросов:
• Представим себе, что эта встреча окончена. Предположим, что уходя вы поймете,
что встреча была для вас полезной. В таком случае, на какие вопросы вы получили
ответы?
• Давайте предположим, что мы встретились снова через год и этой проблемы
больше нет. Как в таком случае выглядит теперь ваша жизнь?
• Когда проблема, наконец, больше не будет существовать, кого, кроме себя, вы
будете благодарить?
• Давайте пофантазируем, что мы - в будущем и проблема довольно давно уже не
существует. Мы случайно встречаемся. Мне интересно знать, как вы поживаете, я
вас об этом спрашиваю. Что вы мне ответите? Я продолжаю интересоваться и спрашиваю,
благодаря чему стала возможна эта перемена? Что вы ответите?
Техника 8. Нахождение выгод от достижения цели |
Образцы вопросов:
• Какие положительные события начнут происходить, когда проблемы больше не
будет? А еще?
• Какие из этих перемен уже начались? А еще?
• Что изменится в вашей жизни, когда вы достигнете того, что вы намечаете? А
еще?
Техника 9. Разубеждение |
Образцы вопросов:
• Вы говорите, что собираетесь сменить свою работу на более интересную и выше
оплачиваемую. Да зачем вам это надо? Ведь на этой работе спокойнее и есть
свободное время.
• Вы говорите, что хотите бросить пить, чтобы сохранить брак. Да найдите себе
другую жену!
В этой технике в вопросах психотерапевта должны звучать нотки любопытства,
юмора и уважения намерений, а не суггестия и недоверие (в последнем случае
можно не усилить, а ослабить мотивацию).
Техника 10. Выявление ресурсов пациентов |
Образцы вопросов:
• Если бы мне пришлось пройти через то, через что прошли вы, я бы, наверное, не
выжил. Как вам удалось выжить? Откуда у вас взялись силы?
• Вам так долго удавалось избегать этой проблемы. Какие ресурсы вы для этого
использовали?
• Есть ли что -то такое, что вам хорошо удается? Как можно было бы использовать
это ваше умение в разрешении данной проблемы?
• Какая у вас самая хорошая черта характера? Как вы до сих пор использовали эту
черту характера в подходе к этой проблеме? Что еще вы могли бы сделать, что
позволило бы вам использовать эту
черту для решения проблемы?
• Существуют ли сходные проблемы, которые вам приходилось решать до этого?
Могли бы вы подумать о том, как использовать решение аналогичного типа в данном
случае?
• Кто, по-вашему, мог бы разрешить эту проблему? Как вы себе представляете, что
бы он или она сделали?
Краткосрочные позитивные психотерапевты склонны искать ресурсы везде и повсюду,
например в прошлой жизни пациента.
Техника 11. Ревизия прошлого |
Образцы вопросов:
• Если бы можно было каким -то образом узнать, имеют ли ваши прошлые
переживания отношение к вашим текущим проблемам, и выяснилось бы, что ваша
проблема не имеет ничего общего с вашим прошлым, будет ли ваш подход к своей
проблеме другим?
• Есть ли что-то такое, чему вы научились из всего, через что вам пришлось
пройти, что могло бы оказаться полезным в разрешении этой проблемы?
• Может быть, это к лучшему, что у вас было такое богатое событиями детство?
Разве это неправда, что человек, прошедший через все, что пережили вы, с
большей вероятностью сможет разрешить такого рода трудные проблемы, чем,
скажем, человек, у которого было счастливое детство?
• Как вы думаете, трудное детство делает человека сильнее или слабее?
• Давайте представим себе, что прошло десять лет. В течение довольно долгого
времени ваша проблема больше не существует, и, если вы оглянетесь на свое
прошлое, как, по-вашему, прошлые переживания помогли вам преодолеть свою
проблему?
Мысль о том, что прошлое пациента больше способствовало увеличению его
внутренних ресурсов, чем возникновению проблем, должна быть высказана в
сердечной манере, предпочтительнее в форме рассказанной истории или мягкой
аллюзии. Это должно входить в задачу пациента - не психотерапевта - произвести
обзор своей жизни в соответствии с этой более положительной позицией.
Техника 12. Признание компетентности пациентов |
Образцы вопросов:
• Предположим, что ваш друг с проблемой вроде вашей пришел к вам за советом.
Что бы вы ему сказали?
• Представьте, что в один прекрасный день вы получаете приглашение прочесть
лекцию профессионалам о проблеме, подобной вашей. Что бы вы им рассказали?
• У меня есть предположение о том, что вы могли бы сделать, но, вероятно, вы
лучше всех можете предвидеть, что произойдет.
• Предположим, после этой встречи у вас будет чувство, что наш разговор был
успешным. Как вы представляете, какие темы мы обсуждали бы в этом разговоре?
• Какое из ваших собственных решений проблемы на сегодняшний день оказалось
самым успешным? Что еще, по-вашему, вам хотелось бы испробовать?
• Можете ли вы составить список решений проблемы, которые вы испробовали или
предлагали, но убедились, что они неприменимы в вашем случае?
Техника 13. Фокусирование на исключениях и прогрессе |
Образцы вопросов:
• Были когда-нибудь такие ситуации или времена, когда проблема отсутствовала?
Как вы это объясняете?
• Мы выяснили, что часто в момент, когда мы встречаемся с людьми, желаемая
перемена уже начала происходить. Вы не заметили, что уже наметился прогресс?
• Давайте предположим, что ваша проблема в ее худшей стадии была равна 3
баллам. Какой балл сейчас? Как вы объясняете эту перемену?
• Бывали ли такие ситуации, при которых проблема не возникала, несмотря на то
что вы ожидали ее возникновения? Как вы объясняете такие ситуации?
• Бывали ли такие ситуации, когда вам удавалось устоять перед соблазном
отреагировать так, как вы обычно реагируете? Как вы это сделали?
Техника 14. Обмен личным опытом |
Образцы вопросов:
• Есть ли у кого-нибудь в этой группе подобный опыт, которым он хотел бы
поделиться?
• Если у кого-нибудь есть настроение поделиться опытом из собственной жизни,
который, по-вашему, мог бы принести пользу, прошу вас. Помните, что вы не
обязаны говорить, что это были
вы, можете сказать, что это был ваш сосед.
• Сегодня у нас с вами была эмоциональная дискуссия, и я подозреваю, что она на
всех нас произвела впечатление. Хочет ли кто-то из участников поделиться своим
личным опытом, и если да, то интересно ли вам (пациентам) послушать, что он
скажет?
Одна из наиболее трудных задач при обсуждении проблемы - задача, связанная с
выработкой решения. Когда такая дискуссия ориентирована на решение проблемы, то
сама атмосфера вдохновляет на решение. При работе в больших группах
целесообразно деление групп на меньшие, перед которыми ставится задача
предлагать способы решения проблемы пациента.
Техника 15. Выработка продуктивных решений |
Образцы вопросов:
• Если бы вам пришлось испробовать что -то другое, когда проблема возникнет в
следующий раз, что бы вы сделали?
• Давайте искать творческое решение этой проблемы. Мы могли бы изобрести что-то
немного абсурдное. Что бы это могло быть?
• Как, по вашему представлению, можно было бы разрешить проблему такого рода в
стране, где нет психотерапевтов и других профессионалов?
• У нас есть для вас предложение... Что вы о нем думаете? Не захотите ли вы им
воспользоваться? Как вы полагаете, что произошло бы, если бы вы так поступили?
Я знаю одного человека с похожей проблемой, который поступил так... Не думаете
ли вы, что нечто подобное могло бы помочь в вашем случае?
Техника «Признание вклада других лиц в успех», или «Распределение заслуг»,
помогает пациентам развивать более теплые и поддерживающие отношения с их
семьями, знакомыми и другими людьми. Сам акт размышления о том вкладе, который
внесли другие люди в решение проблемы, автоматически отменяет осуждение в
отношениях и поощряет уважение и благодарность, усиливая тем самым сотрудничество.
И даже в тех случаях, когда сотрудничеству что -то угрожает, появляется
возможность возродить его, разделив с другими заслугу в достижении прогресса.
Техника 16. Распределение заслуг |
Образцы вопросов:
• Как объяснить эту перемену? Что вы сами сделали? В чем проявилось участие
вашей семьи? Что сделали помощники - профессионалы, чтобы помочь вам?
• Ваша девочка делает быстрые успехи за то время, когда она находится здесь на
лечении. Что сделали вы, что могло бы объяснить эти изменения?
• Предположим, вы захотели бы поблагодарить всех тех людей, которые до сих пор
вам помогали. Что бы вы сказали каждому из них?
• Представим себе, что в будущем, когда эта проблема какое-то время уже не
будет существовать, вы решите устроить прием, чтобы отпраздновать эту перемену.
Кого бы вы пригласили? Как бы вы отметили заслуги этих людей?
• Есть ли кто-то, кто, по-вашему, ничем не помог вам в разрешении этой
проблемы? Можно ли все -таки думать, что даже этот человек внес каким-то
образом свой вклад? Как бы вы ему (ей) об этом сказали?
Работа с объяснениями
В любой момент психотерапевтической работы мы можем услышать, что пациент сам
объясняет проблему тем или иным образом. Диагноз (наименование) и объяснение -
это совмещающиеся концепции, так как название, употребляемое в разговоре о
проблеме, часто подразумевает представление о ее причине.
Интерес профессионала к объяснениям пациентов (без согласия или несогласия с
ними) имеет следующие преимущества:
• создает атмосферу равенства и взаимного уважения;
• уменьшает опасность споров;
• препятствует вовлечению в коалицию с кем -то из членов семьи против другого
члена семьи;
• предупреждает фиксацию пациента на ранее существующих объяснениях;
• способствует извлечению на свет вредных объяснений, заподозренных
психотерапевтом («извлечение скелетов из фамильных шкафов»). Если вредные
объяснения, о которых втайне думают пациенты, не сделать явными, они могут
усиливаться;
• стимулирует выявление и образование новых полезных объяснений, способных
продвинуть к новым типам решений.
Психотерапевт в разговоре должен избегать согласия или несогласия с
объяснениями пациентов. Такой «взгляд с высоты птичьего полета» достигается с
помощью «метавопросов».
Образцы вопросов:
• Если бы все мы сейчас поверили в то, что депрессия Саши связана с его детскими
переживаниями, что произойдет? Будет ли из-за этого Саша чувствовать себя лучше
или хуже? Как с отношением Саши к родителям? Изменится ли оно?
• Итак, вы думаете, что причина проблемы в том, что ваш муж пьет. Если бы это
было именно так, помогло бы это при решении проблемы или только все ухудшило?
Техника 17. Формирование объяснений |
Образцы вопросов:
• Давайте придумаем творческое или шутливое объяснение того, почему существует
эта проблема. Это может помочь нам подумать о новых типах решений. Есть ли у
вас какие-нибудь предложения о совершенно ином типе объяснения?
• Представим себе всего лишь на несколько минут, что причиной ваших трудностей
является не какая-либо эмоциональная проблема, а то, что у вас избыточная
сексуальная энергия. Я знаю, что это может звучать несколько странно, но
предположим, что в этом есть доля истины; что бы вы сделали для решения этой
проблемы?
• У меня интуитивное чувство, которое может показаться странным, но я хочу,
чтобы вы подумали об этом, потому что у меня есть некоторые доказательства,
подкрепляющие его. А именно: вы уже излечились от своей проблемы, но по той или
иной причине пока не обнародовали это внутреннее изменение. Что вы скажете? Я
не совсем ошибаюсь, да?
• Возможно, вы и правы, думая, что ее побег из дома с этим ее приятелем вызван
тем, что она проходит трудную фазу независимости. Но возможно и другое: она
посвятила себя тому, чтобы помочь этому мальчику снова встать на ноги. Это
иногда бывает с молодыми женщинами. Это называется «фаза социального работника».
Что вы думаете? А если бы это было именно так, что бы вам следовало сделать?
• Предположим, ваша проблема - не психологическая, а больше связана с
планированием в сфере призвания. Если бы это было так, вам была бы нужна не
психотерапия, а вместо нее что -то другое. Что бы это было?
• Никогда не следует оспаривать взгляды клиентов на причину проблемы, потому
что обычно это заставляет их защищать свою позицию и тем самым еще больше
укрепляет их в своем мнении. Поэтому новое объяснение должно выдвигаться в
форме не более чем эксперимента или альтернативного взгляда на проблему. Другой
вариант - это внести такое новое объяснение косвенно, в форме истории о ком -то
другом с похожей проблемой. Для того чтобы объяснения были полезными, они
необязательно должны быть традиционными или благоразумными. Необыкновенные,
богатые воображением объяснения (например, содержащие сексуальные нотки) -
превосходные катализаторы для нахождения решений.
Все психотерапевты хорошо знакомы с опытом предложения идеи человеку, который
выглядит незаинтересованным ее принять. Важно быть мягким, предлагая новые
объяснения пациентам. Высказывая не одно, а несколько разноплановых объяснений,
мы напоминаем пациентам (и себе) о важности держать разум открытым. Лучше
рассказать человеку историю, чем инструктировать, что ему думать о причине
проблемы. Такая история - приглашение стать партнером в поисках плодотворных
объяснений. Рассказы из собственной жизни или из литературы, однажды увиденные
случаи - путь предложения новых способов мышления. Истории оставляют пациентам
«дверь открытой». Они могут сами решать, принять или отвергнуть различные
объяснения, содержащиеся в истории.
Источник: Позитивное направление в
консультировании и психотерапии: учебно-методическое пособие для студентов
высших учеб. заведений / Авт.- сост. С.А. Вьюжанина, Я.С. Сунцова. - Ижевск:
Издательский центр «Удмуртский университет», 2018. - 126 с.
Комментарии
Отправить комментарий