Влияние ситуации успеха на развитие положительной мотивации учащихся
Имеются
определенные факторы, препятствующие мотивации учения учащихся на разных
ступенях обучения, это такие как:
Исходя из выше изложенного возникает вопрос:
Как
развить положительную мотивацию у учащихся? Учитель должен помнить, что ребенку
необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности, а для этого
нужно создавать ситуации успеха. Что же такое
успех? Успех – это переживание состояния
радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому человек стремился,
совпал с его ожиданием. В результате этого состояния формируются новые мотивы
к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения. Главный смысл деятельности учителя
состоит в том, чтобы создать каждому воспитаннику ситуацию успеха. Здесь
важно разделить понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а
сам успех – результат подобной
ситуации. Ситуация
это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха
нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя
в том и состоит, чтобы -
дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость
достижения, -
осознать свои возможности, -
а главное поверить в себя. Способы повышения внутренней мотивации. 1. Оценка. Главная
цель оценки – стимулировать познание. Оценка учителя
повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к
тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания, т.е. учитель сравнивает успехи не с успехами других
учеников, а с его прежними результатами.
Поощряя
ребенка за правильно выполненное задание можно использовать высказывания
типа: «Молодец! Ты смог это сделать, справился с заданием, несмотря на то,
что это было трудно и требовало от тебя дополнительных усилий». Анализируя
причины неудачи можно это делать методично, последовательно, учащихся это не
будет травмировать, они сами осознают, что вложили недостаточно усилий. Предъявляя
им задание поддерживать их, вселять в них веру в себя, в свои силы. Например:
«Ты сможешь! Ты справишься, у тебя получится!». 2. По возможности исключить
награждения и призы за правильно выполненные задания, ограничиваясь лишь
оцениванием и похвалой. Поощряя учащегося за правильное выполнение задания
можно использовать высказывания типа:
«Молодец! Ты показал ребятам, что ты можешь сделать и такое, на первый
взгляд, сложное задание. Всегда так получается, когда вкладываешь силу,
старание, то получается хорошо! Я за тебя рада и другие ребята, думаю тоже».
Для них важно признание, поэтому об их успехах должны знать окружающие. 3. Как можно реже
использовать на уроке ситуации соревнования. Лучше приучать ребенка к
анализу и сравнению своих собственных результатов и достижений. Ситуацию
соревнования можно переключить на игровые виды деятельности. 4. Стараться не
навязывать учебных целей. Совместная работа с ребенком по
выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее. 5. Также необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной
задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда
вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к
учебной деятельности. При
неудаче акцентировать внимание не на ошибке, а на недостатке приложенных усилий,
при этом, давая ребенку понять, что общий уровень развития его способностей
достаточно высок, для того, чтобы справиться с этим заданием. Например:
«Вообще ты можешь справиться с этим заданием, да же если это не получилось в
этот раз, то в следующий раз получится. В этот раз у тебя не получилось
потому, что ты приложил недостаточно усилий и теперь ты знаешь, что в
следующий раз нужно приложить больше усилий к выполнению заданий подобного
вида». Выделяют
несколько основных типов ситуаций успехов: 1.
Неожиданная радость. 2.
Общая радость. 3.
Радость познания. Неожиданная радость – это чувство удовлетворения оттого,
что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания. Рассмотрим
некоторые приемы “неожиданной” радости: -
прием “Лестница”. Речь
идет о ситуациях, когда учитель ведет воспитанника поступательно вверх,
поднимаясь с ним по ступеням знаний, психологического самоопределения,
обретения веры в себя и окружающих. -
прием “Даю шанс”. Подготовленные
педагогические ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно
раскрыть для самого себя собственные возможности. Подобные ситуации учитель
может и не готовить специально, но его воспитательный дар проявится в том,
что он этот момент не упустит, правильно его оценит, сумеет его
материализовать. -
прием “Исповедь” или “Когда учитель
плачет”. Этот прием можно применять в тех случаях,
когда есть надежда, что искренне обращение учителя к лучшим чувствам детей
получит понимание, породит ответный отклик. Как его применять – дело техники
опыта, интуиции и культуры педагога. Здесь надо все точно просчитать,
правильно спрогнозировать возможные реакции. Данный прием рекомендуется
применять в том случаях, когда есть надежда, что искренне обращение учителя к
лучшим чувствам детей получит понимание.
Следующий тип
ситуации успеха - это общая радость. Общая радость состоит в том, что бы ученик достиг нужной для
себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной учителем или
спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают только те реакции
коллектива, которые дают возможность ребенку почувствовать себя
удовлетворенным, стимулируют его усилия Раскроем
приемы, с помощью которых можно создать ситуацию успеха, вызывающую общую
радость. -
прием “Следуй за нами”. Смысл
состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать ему возможность обрести
радость признания в себе интеллектуальных сил. Реакция окружающих будет
служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом познания, и
результатом усилий. -
прием “Эмоциональный всплеск” или
“Ты так высоко взлетел”. Главная
роль отведена учителю. Колоссальный интеллектуальный потенциал скрывается в
каждом ученике, если найти способ воспламенить этот заряд, высвободить его
энергию, превратить в цепную реакцию, где пропитанное горячим чувством слово
учителя рождает усилие, усилия рождают мысль, а мысль расщепляется на знание
и ответное чувство признательности. В конечном итоге формируется вера в себя,
вера в успех. -
прием “Обмен ролями” или о пользе
занятий, которые ведутся неправильно. Обмен
ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал
интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы
создают важный прецедент на будущее, разбиваясь на отдельные самостоятельные
акты “обмена ролями”, превращаясь из формы деловой игры в специфический прием
создания ситуации успеха. -
прием “Заражение” или “Где это
видано, где это слыхано”. В
педагогике заражение может быть очень эффективным средством оздоровления
атмосферы коллектива, источником успеха и общей радостью. Педагогическое
заражение построено на точном расчете мощного источника интеллектуального
заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае,
если успех отдельного школьника станет стимулом для успеха других,
перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Последним
типом ситуации успеха является радость
познания. Учебный
труд может доставлять радость не столько от познания нового, сколько от
других факторов. Радость познания по своей сути альтруистична. Познание
опирается на самообразование, на самопознание. Радость познания не может
вырасти на пустом месте, не может родиться без серьезных причин. Ее главное
условие – общение. Выращивание
познавательного интереса и есть предмет заботы учителя, формирующего радость
познания. -
прием “Эврика”.
Суть состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя
учебное задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему
неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный
результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в
том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать
ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их
решение. -
прием “Линия горизонта”. Однажды
открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник
может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями,
неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение к возможностям
человеческого разума. Условия создания ситуации успеха: 1. Снятие
страха.
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого
дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то
получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения»,
«Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили».
Такая предупредительная мера снимает с ребёнка зажим, он становится более
раскованным и уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности,
действительно понимая, что попытка – это не пытка. 2.
Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою
твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справится с
поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои
силы и возможности. «У вас обязательно получится..», «Я даже не сомневаюсь в
успешном результате». 3. Скрытое
инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает
ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания. «Возможно,
лучше всего начать с…..», «Выполняя работу, не забудьте о…..»,«Мне (нам) было
бы приятно, если бы тебе удалось…». 4. Внесение
мотива.
Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому
будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не
справиться…», «От тебя зависит успех всей нашей работы…». 5.
Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в
предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….», «Только
тебе я и могу доверить…», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой
просьбой…». Персональная исключительность, высказанная в адрес ребёнка,
повышает планку требования и ответственность за порученное дело, вселяет в
ребёнка определённую уверенность и надежду на успешный результат. 6.
Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к
выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…», «Так
хочется поскорее увидеть…». Тон при
произнесении должен быть ровным, спокойным и убедительным. Облик педагога
должен побуждать ребёнка в этот момент к действию, вселяя успех: «Не будем
терять время – приступаем к работе», «Я вижу, что не только мне, но и вам уже
не терпится опробовать свои силы. Начинаем!». 7.
Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата
в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то
объяснение», «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей
похвалы заслуживает эта часть твоей работы». 8. Подбадривающие слова и мягкие интонации,
мелодичность речи и корректность обращений, открытая поза и доброжелательная
мимика создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий
ребёнку справиться с поставленной перед ним задачей. Например, начиная урок,
учитель говорит: «Я очень рад нашей встрече и должен сказать, что сегодня у
нас особенный день, поскольку нам предстоит интересная работа» Ситуация
успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым
рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию,
преодолеть изолированность и пассивность. Успех
является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления
трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и
внутреннее удовлетворение. На
основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в
жизни! Алгоритм
успешной деятельности: 1.
Выбор педагогической цели. 2.
Определение своих сильных и слабых сторон. 3.
Установка на готовность действовать. 4.
Определение пути наилучшего выхода из ситуации. 5.
Контроль за ситуацией. В целом можно сделать следующие основные выводы: 1. Учителю, стремящемуся сформировать положительную
устойчивую мотивацию учения школьников необходимо учитывать и опираться в
своей деятельности на достижения современной науки. 2. В практике обучения присутствуют как
положительные, так и отрицательные факторы, влияющие на мотивацию школьников. 3. Для развития положительной и коррекции негативной
мотивации следует использовать не один путь, а все пути в определённой
системе, в комплексе, так как ни один из них, сам по себе, без других, не
может играть решающей роли для всех учащихся. То, что для одного учащегося
является решающим, для другого им может и не быть. 4. Предложенные педагогические способы и приёмы позволят учителю содержательно
решить задачу повышения мотивации школьников |
||||||
|
Комментарии
Отправить комментарий